Конструкция протяжек и прошивок

 

Протяжки и прошивки состоят из соединительной части, посредством которой тяговая или толкающая сила станка передается на протяжку, рабочей части, непосредственно выполняющей работу резания, и задней направляющей.

К соединительной части внутренних протяжек относятся (рис. 92, а) хвостовик 1, шейка 2, переходной конус 3, передняя направляющая 4, задняя направляющая 5 и опорная цапфа 6. Рабочая часть состоит из черновых, чистовых, калибрующих и, иногда, уплотняющих зубьев.

Хвостовик

Основные типы и размеры хвостовиков для протяжек стандартизированы.

Прошивки, а также и наружные протяжки, закрепляющиеся на ползуне станка для наружного протягивания, не имеют хвостовиков. Диаметр хвостовика с1х делается меньше диаметра обрабатываемою отверстия (отверстия под протягивание) не менее чем на 0,3 мм для свободного входа хвостовика в деталь. Окончательный размер диаметра хвостовика должен быть взят равным ближайшему размеру по стандарту или в соответствии с имеющимся на станке патроном. Если отверстие в патроне выполнено с допуском по А3, то хвостовик протяжки надлежит выполнять по Х3. Длина хвостовика 1Х берется в соответствии с размерами патрона.

Крепление протяжки в быстродействующем патрон

Рис. 93. Крепление протяжки в быстродействующем патрон

Шейка

Диаметр шейки dm (см. рис. 92, а) берется меньше диаметра хвостовика па 0,3-1 мм с допуском по С5. Шейка обрабатывается с чистотой поверхности ?6 и используется для маркировки протяжки.

Обычно в чертежах протяжек проставляется размер соедини гель-поп части до, первого зуба 1СЧ, определяемый суммой размеров 1Х , 1к , 1d. . Размер длины шейки рассматривается как свободный.

Переходной конус 1пк (рис. 93, б) делается для более легкого ввода передней направляющей протяжки в протягиваемое отверстие. Длина конуса 1пк = 10 : 20 мм в зависимости от диаметра протяжки. Меньший диаметр конуса равен диаметру хвостовика или шейки.

Передняя направляющая служит для установки обрабатываемой заготовки соосно с протяжкой, благодаря чему срезается равномерный припуск по всему контуру отверстия. Передняя направляющая также должна исключать перекос детали, могущий привести к поломке первых зубьев или протяжки в целом.

Длиной передней направляющей считается расстояние 1пн от конца переходного конуса до первого зуба, включая ширину первой впадины. Обычно 1пн принимается равной длине протягиваемого отверстия, но не менее 40 мм. Если эта длина значительна, то длина направляющей может быть взята равной 0,75 от длины протягиваемого отверстия.

Радиальные размеры передней направляющей принимаются равными наименьшим радиальным размерам протягиваемого отверстия (до протягивания) допусками по посадке Л.

Задняя направляющая

Задняя направляющая 5 (см. рис. 92, а) не допускает перекоса протянутой детали в момент выхода из нее последних зубьев протяжки и тем самым устраняет опасность повреждения обработанной поверхности и поломки указанных зубьев.

Для отверстий круглых многогранных и т. п. поперечное сечение задней направляющей может быть взято идентичным с поперечным сечением протянутого отверстия, но может быть взято также и круглым, вписанным в протянутое отверстие. У многошлицевых протяжек задняя направляющая делается кругового сечения.

Для отверстий асимметричных и прямоугольных сечение задней направляющей должно быть идентичным с сечением отверстия.

У плоских одношпоночных протяжек задняя направляющая не делается, так как обрабатываемая деталь базируется на направляющей втулке, исключающей перекос детали. Наружные протяжки, закрепляемые на суппорте станка для наружного протягивания, также не имеют задней направляющей.

Задние направляющие изготовляются с допусками по посадке X.

Увеличение длинны инструмента

Если протяжки имеют значительный диаметр и длину, и соответственно большой вес, то задняя направляющая удлиняется и используется в качестве опоры, вставляемой в люнет станка, для предотвращения провисания протяжки и облегчения оперирования с ней. В мелкосерийном производстве диаметр отверстия в люнете может быть меньше диаметра протяжки; в этом случае на удлиненной части задней направляющей делается опорная цапфа 6 (см. рис. 92, а) с диаметром, соответствующим диаметру отверстия люнета.

Как указывалось выше, прошивки не имеют хвостовика. Для более легкого ввода в протягиваемое отверстие прошивки снабжаются на переднем конце конусом с углом 15° (см. рис. 92, б) и длиной от 4 до 20 мм в зависимости от диаметра прошивки.

Радиус закругления на переднем торце прошивки равен 2-5 мм. Размеры передней направляющей 1пн и dпн делаются такими же, как и у протяжек. Длина задней направляющей прошивок обычно берется на 5-10 мм больше длины протягиваемого отверстия для того, чтобы зубья прошивки полностью вышли из протянутого отверстия, прежде чем торец штока пресса, действующего на прошивку, коснется торца протянутой детали. При работе прошивка часто удерживается со стороны заднего торца пружинным центром или подвижной втулкой, соединенной со штоком пресса.

Внутренние протяжки имеют центровые отверстия, которые служат базами при изготовлении протяжек и последующем их перетачивании при эксплуатации. Поэтому базовые конусные поверхности центровых отверстий протяжек изготовляются весьма точными по форме и с чистотой поверхности. При этом отверстия должны делаться с предохранительными конусами.

Похожие материалы