Нанесение изображений ультразвуком

 

Эта операция выполняется для нанесения на заготовку плоских и рельефных (вогнуто-выпуклых) изображений; последнее практикуется, например, при изготовлении товаров народного потребления (украшений и сувениров) из стекла, поделочных камней и других твердых хрупких материалов. Освоено получение изображений на площади диаметром 100- 120 мм при глубине рельефа до 4-6 мм. Плоские изображения наносят и для получения различных схем, надписей, символов, букв, цифр на деталях промышленного назначения. Процесс нанесения плоских изображений в виде отдельных букв, символов и цифр называют клеймением; инструментом для этой цели служат клейма. Рабочий торец такого инструмента имеет плоскую форму.

Рабочий торец инструментов для получения рельефных изображений выполняется с соответствующим рельефным рисунком.

Оба вида инструмента могут иметь рисунок в прямом или зеркальном изображении. Зеркальное изображение рисунка применяется при нанесении изображений на непрозрачные материалы, т. е. когда они смотрятся с плоскости обработки. Инструменты с прямым рисунком применяют при обработке прозрачных материалов.

Нанесение рельефных изображений

Рельефные изображения наносят за две операции: черновую и чистовую. Установив заготовку на столе ультразвукового станка, выверяют ее относительно инструмента и крепят прихватами. Вначале производят черновую обработку рельефа до полного формообразования на нужную глубину, применяя карбид бора № 12-6. Этим обеспечивается высокая производительность. Затем, не снимая заготовки, очищают ее водой от зерен абразивного материала, проверяют качество изображения и, если оно отвечает нужным требованиям, производят чистовую обработку. При этом заменяют инструмент на чистовой и заново ориентируют заготовку. Для этого опускают инструмент на заготовку и, совмещая ее рельеф с рисунком на торце инструмента, фиксируют положение заготовки. Чистовую обработку выполняют абразивными материалами мелкой зернистости (№ 5-3). Суспензию в зону обработки подают при этом периодически, небольшими порциями резиновой «грушей» вместимостью 0,2-0,5 л. После обработки на заданную глубину поднимают инструмент и, не открепляя заготовки, проверяют качество полученного изображения. Необходимо следить при этом, чтобы на изображении не осталось следов черновой обработки. При необходимости дорабатывают рельеф и периодически проверяют его качество.

Глубина чистовой обработки рельефных изображений зависит от зернистости абразивного материала, примененного при первой операции. Так, если черновая обработка велась карбидом бора № 12 с размерами зерен 160-125 мкм, то глубина чистовой обработки не должна быть меньше 0,3 мм, т. е. примерно вдвое больше максимального размера зерен абразивного материала, примененного на первой операции. При этом условии на поверхности изображения не останется следов - характерных «выколов».

Изображения небольшого размера обрабатывают за одну операцию, применяя при этом мелкозернистые абразивные материалы. Это несколько увеличивает время обработки, но не требует замены инструментов и переустановки заготовок.

Инструмент

Одним инструментом с рельефным рисунком можно получить до 5-10 четких изображений (материал инструмента- сталь, заготовки - яшма). В качестве инструментов для черновой обработки можно успешно применять частично изношенные чистовые инструменты. Благодаря этому сокращается расход инструментов. Стальными инструментами с плоским рисунком, когда применяют его переточку, можно получить до 100 и более оттисков.

Похожие материалы