Пневмоаппаратура рассчитана на работу со сжатым воздухом, не содержащим кислот, при температуре от 5 до 50 °С. Для подготовки воздуха его пропускают через фильтр-влагоотделитель, регулятор давления и маслораспылитель.
Фильтр-влагоотделитель (рис. 34) предназначен для отделения твердых частиц размером от 0,05 мм и более, воды и компрессорного масла, находящихся в сжатом воздухе. Влагоотделитель устанавливают первым в пневмосйстеме.
Воздух, подведенный к входному отверстию корпуса 1, проходит в стакан 2 через щели крыльчатки 7, которая сообщает воздуху движение по винтовой линии. Мелкие частицы и влага под действием центробежных сил отбрасываются на стенки стакана 2 и затем опускаются вниз в сборник, отделенный от остальной части заслонкой 4. Очищенный воздух проходит через металлокера-мический фильтр 3, освобождается окончательно от механических примесей и поступает к выходному отверстию.
Для удаления накопившегося конденсата необходимо открыть кран 5. Через запорный клапан 6 сжатый воздух выбросит из аппарата воду и механические примеси. Благодаря тому, что стакан 2 прозрачный, можно следить за количеством конденсата и своевременно производить его отвод (уровень конденсата не должен подниматься выше заслонки). Существуют и другие конструкции фильтров, в которых операция удаления из сборника влаги осуществляется автоматически с помощью поплавка, открывающего клапан по мере накопления воды.
Если требуется более тщательная очистка воздуха от влаги, после фильтра-влагоотделителя необходимо установить осушитель, в котором оставшаяся влага адсорбируется окисью алюминия или силикагелем.
Маслораспылитель (рис. 35) насыщает сжатый воздух масляным туманом. Его работа напоминает работу пульверизатора. Основной поток воздуха от входного отверстия направляется через щели В и частично через сопло распыляющего устройства к выходному отверстию, а часть потока проходит через каналы Г и Б во внутреннюю полость д аппарата. Через сопло воздух проходит с большой скоростью, вызывая на выходе из сопла в полости А местное понижение давления.
Когда дроссель 7 полностью открыт, давление воздуха в полостях д и е одинаково, и масло на распыление не поступает. При закрывании дросселя уменьшается сечение дросселирующего отверстия, вследствие чего давление воздуха в полости е становится меньшим, чем в полости д. Масло поднимается по трубке 2, отжимает шарик 3 от седла втулки и попадает в трубочку 6. По мере накопления масла в трубочке, оно каплями поступает в центральный вертикальный канал малого диаметра распыляющего устройства 4 и распыляется в сопле потоком сжатого воздуха. При полностью закрытом дросселе 7 разность давления между полостями дне будет наибольшей, следовательно, и расход масла также будет наибольшим.
Попадая в основной поток воздуха, масло подвергается вторичному распылению, и в пневмосистему поступают мельчайшие его частицы. Стакан / заполняют маслом И-20А или Т22 до уровня, обозначенного на стакане риской. Заливку масла необходимо производить, предварительно перекрыв подачу воздуха в маслораспылитель. Степень насыщения воздуха маслом регулируется дросселем 7 и контролируется визуально через прозрачный колпачок 5 по интенсивности каплепадения из трубочки 5. Нельзя допускать при работе перевертывания фильтра - влагоотделителя и маслораспылителя.