Приводы механизмов переключения

 

Механизмы переключения могут приводиться в действие вручную или с помощью специальных приводов. При автоматическом управлении наличие специальных приводов обусловлено необходимостью, так как переключение должно быть осуществлено по поступлении соответствующей команды.

Однако и при ручном управлении во многих случаях механизмы переключения снабжаются специальными приводами. Специальные приводы используются: при дистанционном управлении, когда механизм переключения расположен на значительном расстоянии от местонахождения рабочего, для сокращения числа рукояток в механизмах переключения скоростей и подач и других случаях.

Приводы механизмов переключения

Рис. 11 Приводы механизмов переключения

Использование электродвигателей

В качестве привода механизма переключения может быть использован электродвигатель небольшой мощности (рис. 11, а). Ползунок I получает движение от электродвигателя 2 через червячную и зубчато-реечную передачи. Величина перемещения ограничивается ограничителями 3, расположенными на диске 4, закрепленном на валу червячного колеса. Приводы этого типа сравнительно громоздки и применяются главным образом в станках больших размеров.

Электропривод может быть также использован для поворота кулачкового вала, осуществляющего перемещение подвижных элементов.

Использование электромагнитов

В качестве привода в механизмах переключения применяются тяговые электромагниты (рис. 11б). Якорь 6 тягового электромагнита связан штангой 5, перемещающейся в направляющих, и серьгой 3 с поводком 2, перемещающим подвижный элемент 1. Включение осуществляется пружиной 4, выключение - электромагнитом. Тяговые электромагниты обычно применяются при сравнительно небольших усилиях переключения 3-5 кГ, так как при больших усилиях механизм становится громоздким.

Поршневые приводы

Весьма широко используются в механизмах переключения поршневые приводы, преимущественно гидравлические, (рис. 11в). Вилка I закрепляется непосредственно на штоке поршня 2. Переключение производится подачей масла либо в одну, либо в другую полость цилиндра 3.

В ряде случаев подвижный элемент должен иметь три фиксированных положения, например подвижная шестерня, показанная на рис. 6, а. Три фиксированных положения могут быть получены при специальной конструкции поршневого привода (рис. 11, г и д).

Привод, представленный на рис. 11, г, имеет два самостоятельных цилиндра 2 и 6. Вилка переключения 5 размещается на средней части штока 4. В цилиндре 2 помещается полый поршень 3 и конец штока 4, который также является поршнем. В цилиндре 6 помещается только конец штока 4, являющийся поршнем. При подаче масла через отверстие 7 в цилиндр б, шток 4 перемещается влево; а из цилиндра 2 масло направляется в бак через отверстие I.

При перемещении штока 4 влево его буртик упирается в торец полого поршня 3 и далее шток и поршень двигаются совместно, пока шток не займет крайнее левое положение. При подаче масла в цилиндр 2 шток 4 и поршень 3 совместно двигаются вправо. Движение поршня 3 ограничивается упором, а шток перемещается в крайнее правое положение. При подаче масла в оба цилиндра поршень 3 прижимается к упору и ограничивает перемещение штока 4 вправо под действием давления масла в полости цилиндра 6, так как к поршню 3 приложена большая сила, чем к штоку 4.

Поршневой привод, представленный на рис. 11, д, имеет один цилиндр 3, внутри которого сделан уступ. Перемещение вилки переключения 5 осуществляется с помощью поршня 2, на штоке которого закреплена вилка, и полых поршней I и 4. При подаче масла в одну из полостей цилиндра поршень 2 занимает крайнее правое или крайнее левое положение. При подаче масла в обе полости цилиндра полые поршни прижимаются к гильзе 3 и удерживают поршень 2 в среднем положении.

Имеется ряд других конструкций поршневых приводов, позволяющих получить три фиксированных положения.

В механизмах переключения подвижных шестерен, кулачковых и зубчатых муфт в привод вводится упругое звено, исключающее поломку механизма при неправильном включении, например при совпадении торцов зубьев.

Пружинные механизмы

В качестве привода механизма переключения может быть использован пружинный механизм. Пружинные приводы преимущественно применяются в механизмах автоматического останова.

Похожие материалы