Разжимные оправки широко применяют для закрепления деталей, у которых разница в размерах отверстия может доходить до 0,5-2 мм.
Разжимная оправка, показанная на рис. 351, б, состоит из конического стержня 1 с двумя резьбами, втулки 2 с прорезями и гаек 3 и 4.
Деталь закрепляется благодаря разжиму втулки 2 при перемещении ее вдоль конуса гайкой 3. Для снятия детали с оправки служит гайка 4. Для передачи оправке вращения на ней закрепляют хомутик; на левом конце стержня 1 имеется лыска 5 для винта хомутика.
Для чистового обтачивания зубчатых колес, дисков, втулок и др. токари используют разжимные оправки (рис. 352, б). Деталь надевают на правую часть 1 оправки, снабженную тремя продольными разрезами 3. Конусную пробку 2 вгоняют в корпус оправки легкими ударами ручника. Оправка разжимается и прочно закрепляет насаженную на нее деталь. Оправку устанавливают в коническое отверстие шпинделя, благодаря чему обрабатываемая деталь располагается близко к правому подшипнику шпинделя. Такое расположение детали обеспечивает жесткое ее закрепление и повышает точность и чистоту обработанной поверхности.
Когда деталь обточена, останавливают станок, на квадратную головку пробки надевают гаечный ключ и легким ударом по его рукоятке проворачивают пробку 2, которая должна легко выходить из конического отверстия, после чего деталь легко снимается с оправки.