Упругие муфты используют в приводах главного движения, подач и датчиков обратной связи. Упругие качества придают муфтам для того, чтобы погасить крутильные колебания, возникающие в различных динамических режимах работы привода, и компенсировать неточности взаимного расположения двух номинально соосных валов.
Таким образом, упругие муфты в своих конструкциях содержат упруго-демпфирующие и компенсирующие элементы. Причем для привода главного движения наиболее важной стороной в работе муфты является улучшение динамических характеристик привода за счет изменения его крутильной жесткости и увеличения демпфирующей способности. Для муфт, используемых в приводах подач и приводах датчиков обратной связи, наиболее важным является компенсация неточностей расположения связываемых муфтами валов (эксцентричности и угловых смещений). Крутильная жесткость этих муфт должна быть чрезвычайно высокой, так как в противном случае возникают ошибки в отсчете перемещений. Однако муфты должны иметь и некоторую угловую эластичность для снижения динамических воздействий на ведомые элементы при резком трогании с места.
Рис. 58. Муфты с резиновыми упругими элементами: а - втулочно-пальцевая; б - с резиновой звездочкой; в - шинная
Муфты с резиновыми упругими элементами, используемые в главных приводах станков с ЧПУ (рис. 58), компенсируют довольно большие погрешности взаимного расположения соединяемых валов. Например, в наиболее универсальных с точки зрения требуемых характеристик муфтах со звездочкой (рис. 58, б) допустимый угол закручивания 5°, радиальная несоосность валов 0,2 мм, угол перекоса валов 1,5°, в шинных муфтах (рис. 58, в) - соответственно 2,5°; 0,5 мм; 2°.
Рис. 59. Упругие металлические муфты: а - типа сильфон; б - пластинчатая
Сильфоны из гофрированных тонкостенных металлических оболочек обладают хорошими компенсирующими характеристиками относительно эксцентричности расположения валов и их углового смещения. Изображенная на рис. 59, а упругая муфта передает максимальный крутящий момент 2,15 Н-м, допускает максимальную эксцентричность валов до 0,5 мм и максимальное угловое смещение до 2°. Эту муфту используют для приводов датчиков обратной связи типа вращающийся трансформатор (ВТ).
Более мощные упругие муфты-сильфоны передают крутящий момент в несколько сотен ньютонов на метр. Их применяют для соединения конца вала высокомоментного двигателя с концом ходового винта.
Для приводов датчиков обратной связи применяют также упругие муфты, компенсирующие только угловые погрешности (рис. 59, б). Муфта состоит из левой 1 и правой 4 втулок с упругими фланцами и промежуточной пластины 2. Четыре заклепки 3 скрепляют фланцы левой и правой втулок с пластиной по взаимно перпендикулярным плоскостям.